Россия может выйти из МВФ

 

Нет никаких препятствий для того, чтобы РФ избавилась от финансовой зависимости
Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР подписали соглашение о взаимной поддержке. Теперь благодаря этому документу у государств блока БРИКС есть собственный пул резервов в размере $100 млрд, а значит, для преодоления кризисов им не придется прибегать к кредитам Международного валютного фонда. Как и МВФ, резервный пул БРИКС будет сформирован за счет членских взносов стран-участниц. Россия положит в общую копилку $18 млрд, по столько же внесут Бразилия и Индия, еще $5 млрд поступит в пул из ЮАР, и, наконец, остаток суммы целиком покроет взнос Китая.

Таким образом, КНР априори обладает абсолютным преимуществом при принятии решений о выплате (или невыплате) финансовой помощи любой из стран БРИКС. Аналогичные привилегии принадлежат США в рамках МВФ: имея долю в 16,74% голосов, Вашингтон получил фонд почти в единоличное управление со дня его основания. Даже ближайшие конкуренты — Япония, Германия и Великобритания — в совокупности располагают меньшим количеством голосов, чем Штаты.

Столь неравномерная расстановка сил в МВФ — результат распределения долей голосов пропорционально размерам членских взносов. Аналогичная формула применяется и в пуле БРИКС. Нетрудно подсчитать, что размер членского взноса России не даст ей весомых прав при общих голосованиях. Но это не идет ни в какое сравнение с той жалкой долей в 2,39%, что досталась РФ в Международном валютном фонде. С такой квотой наша страна хоть и попала в первую десятку наиболее влиятельных государств, но оказалась аутсайдером с номинальными полномочиями. Но хуже всего то, что это место досталось нам ценой развала собственной экономики. Всплеск инфляции, грабительские ставки кредитования и недавние скачки курса рубля — прямое следствие выполнения всех условий членства РФ в МВФ.

 

Пять букв вместо трех

 

Первоначальной целью вступления России в МВФ было получение денег на покрытие непосильного внешнего долга, доставшегося нам при распаде СССР. После получения первого кредита в 1992 году Москва повторно обращалась в МВФ в печально известном 1998-м, но никакой помощи в тот раз не обрела. Как отметил профессор Степан Сулакшин, сегодня рассчитывать на МВФ тем более глупо — в связи с конфликтом на Украине и общим обострением отношений с Западом наше государство должно быть готово ко всяким «сюрпризам», кроме приятных. Любая попытка России воспользоваться своими правами члена МВФ просто поставит нас в еще более уязвимое и зависимое положение.

На этом фоне соглашение о резервном пуле БРИКС пришлось очень кстати. Официально назначение пула декларируется как взаимное предоставление центральными банками стран — членов БРИКС денежных средств в долларах США в случае возникновения проблем с долларовой ликвидностью (по сообщению Центробанка). Чуть шире рассказал про задачи пула глава российского Минфина Антон Силуанов: «Пул резервных валют БРИКС создан для поддержки платежных балансов стран — членов БРИКС. В случае если мы увидим существенные оттоки капитала и давление на курс и ЗВР, в этом случае пул придет, подставит плечо той или иной стране». Но очень скоро эти сдержанные формулировки сменились заявлениями совсем иной тональности. Уже через два дня после подписания соглашения министр финансов наконец-то вслух произнес то, что и так уже негласно было признано за истину. «(Валютный пул. — РП.) — это своего рода «мини-МВФ» для стран — членов БРИКС», — сказал Силуанов в прямом эфире телеканала «Россия 24». 

Антон Силуанов во время саммита БРИКС в Уфе

Антон Силуанов во время саммита БРИКС в Уфе. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

 

В любой другой ситуации эти слова стоило бы пропустить мимо ушей: идею создания «альтернативного» МВФ давно и охотно используют для самопиара, но пока еще ни разу не пытались воплотить в жизнь. Однако тот факт, что она прозвучала из уст министра и относилась к уже действующему институту — «двойнику» МВФ, говорит о том, что у нее появились вполне серьезные шансы на реализацию. «Конкуренция с МВФ — отдаленная, но весьма вероятная цель, к которой будет постепенно приближаться валютный пул БРИКС. Хотя бы потому, что это очевидно выгодно его создателям», — утверждает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. Эксперт не исключает, что в результате мы увидим формирование многополярной системы международных финансовых структур, ответственных за процессы глобального экономического роста. «Но это, безусловно, вопрос не одного десятка лет, потому как на текущий момент система сильно перекошена в сторону доминирования экономической модели и интересов Соединенных Штатов», — предупреждает эксперт.

Предыдущая попытка устранить этот перекос закончилась неудачей. Страны — члены МВФ, недовольные доминирующим положением Америки, настояли на структурной реформе, которая должна была немного увеличить степень влияния наиболее ущемленных развивающихся государств. Но Вашингтон умудрился заблокировать реализацию неудобной для него реформы аж на три года, и все в рамках действующих правил, установленных внутри МВФ. Когда терпение стран — членов фонда подошло к концу, они всерьез задумались о создании локальной организации вроде МВФ. «Широкий набор функций и достаточное количество валютных резервов в перспективе сделают пул БРИКС прямым конкурентом МВФ, — резюмирует специалист отдела доверительного управления «КИТ Финанс-Брокер» Владимир Капустянский. — Весь вопрос заключается в условиях, на которых будет осуществляться кредитование возможных заемщиков».

 

Выходной билет

 

Условия участия — действительно один из ключевых моментов создания пула. Официально все подробности до сих пор держатся в секрете, но, судя по намекам, условия членства и получения помощи в пуле БРИКС намного выгоднее, чем готов предложить МВФ. Если это действительно так, пул БРИКС надо рассматривать не просто как подстраховку на случай немилости МВФ, а как полноценную замену последнему. Если до сих пор выход из МВФ всерьез не обсуждался, потому что выходить было некуда, то теперь ничто не мешает нам распрощаться с фондом и снять с себя обязательства, взятые вместе кредитом в 1992 году. «Вопросы, связанные с экономическими процессами, Россия определяет самостоятельно, поэтому по факту ничто не удерживает нашу страну в составе МВФ. Свой долг перед фондом мы погасили еще в 2006-м», — рассуждает Капустянский.

Чтобы понять, какой ценой нам обошелся кредит МВФ, далеко ходить не надо: нынешняя политика российского Центробанка с поразительной точностью воспроизводит все инструкции Международного валютного фонда. Так, согласно условиям, выдвинутым МВФ, в основе денежно-кредитной политики нашей страны лежат «заповеди» от идеологов так называемой Чикагской экономической школы. Первая диктует Центробанку таргетирование инфляции путем повышения учетной ставки, вторая провозглашает обязательный переход к режиму плавающего курса рубля. Чем обернулся для страны перевод рубля в свободное плавание, помнят все: резкая девальвация, скачок цен на товары и услуги, падение реальных доходов и, конечно же, паника. Но настоящее бедствие для экономики началось тогда, когда ЦБ решил добить и без того стагнирующий реальный сектор и выполнил вторую «заповедь» — повысил ставку рефинансирования до 17%. Естественно, точно по инструкции ЦБ мотивировал это целями понижения уровня инфляции (которую, как мы помним, он сам и спровоцировал). Но вопреки обещаниям чикагских экономистов повышение кредитной ставки привело не к спаду инфляции, а к ее росту, поскольку предприятия закладывают стоимость кредитов в цену продукции.

Но регулятор упорно гнул свою линию — таргетировал, таргетировал, да и вытаргетировал. Удорожание заемного финансирования сделало работу огромного количества российских предприятий заведомо убыточной, начались массовые банкротства, а с ними рост безработицы и снова потеря реальных доходов. Прибавьте сюда остальные «заветы» Чикагской школы, воплощенные в жизнь российскими реформаторами, и получите поэтапный план «Как развалить экономику за 20 лет». Стоит припомнить хотя бы приватизацию, повсеместную отмену госконтроля, либерализацию цен, которая воплотилась в нашем присоединении к ВТО, и институт госкорпораций.

 

Все на выход

 

Очухаться от «подарка» МВФ — хочется верить, что все же прощального — отечественная экономика сможет не скоро. Если ведение денежно-кредитной политики продолжится в русле чикагских рекомендаций, наш реальный сектор будет доведен до полного обнищания, и вот тогда России точно понадобится помощь пула БРИКС или Международного валютного фонда. Очевидно, что правила, диктуемые МВФ, создают замкнутый круг для таких стран, как РФ. И раз у нас появился шанс из него вырваться, надо делать это как можно скорее.

Прохожие около баннера с символикой весенней сессии МВФ и Всемирного банка около здания Международного валютного фонда в Вашингтоне

 

Но сам по себе выход из состава МВФ не должен становиться самоцелью. Россия должна четко понимать, что конкретно она получит в итоге. Если не довести здравую идею по созданию пула БРИКС до ума, есть большой риск в очередной раз поменять шило на мыло.

Помимо условий участия принципиальные критерии, определяющие реальную эффективность пула БРИКС, равно как и круг его первичных выгодополучателей, — это объем резервов и структура подчинения. Уставной совокупный объем запасов БРИКС — $100 млрд, то есть в три с лишним раза скромнее, чем у МВФ (у него по состоянию на март 2015 года было $327 млрд). Однако и стран, имеющих право претендовать на средства БРИКС, всего пять, или в 37 раз меньше, чем в составе Международного валютного фонда. Есть основания полагать, что $100 млрд вполне достаточно для пятерых. А вот что касается структуры управления пулом БРИКС, в сегодняшнем виде она просто сводит весь смысл создания «альтернативного МВФ» к нулю. Дело в том, что руководить пулом назначены центральные банки стран-участниц. А центральные банки у нас независимые, то есть де-юре отделены от собственного государства и не поддаются мерам внутреннего регулирования. В свою очередь, внешнее регулирование деятельности ЦБ осуществляет МВФ, диктующий странам-членам правила монетарной политики.

Если государства БРИКС действительно хотят вернуть финансовую независимость и избавиться от перекоса сил в сторону США, надо кардинально менять либо структуру управления пулом, либо собственное законодательство относительно статуса центробанков. Первый вариант относительно прост: передать полномочия по управлению резервами, например, правительствам стран-участниц. Подвох в том, для такого решения потребуется абсолютное единодушие всех пятерых, а как показывает опыт, даже двум странам-партнерам порой очень сложно прийти к консенсусу. Второй вариант — отменить независимость ЦБ и подчинить его государственным интересам. Это уже целиком и полностью зависит от самостоятельного решения каждой из стран; принимать такие решения Россия не только может, но и должна, не дожидаясь остальных членов блока. Нужна только пресловутая политическая воля, а точнее, готовность перейти от пассивного исполнения чужих инструкций к активному и самостоятельному управлению собственной страной. Пока что отсутствие такой готовности у нашего руководства остается единственным, что по-настоящему удерживает РФ от развития.